leoniv (leoniv) wrote,
leoniv
leoniv

Categories:
  • Music:

Майфун



Вот такой майфун делал в далеком 1993 году. Жили тогда бедно (как, впрочем, и сейчас), приходилось использовать то, что было под рукой. На фото он уже в сильно поврежденном состоянии - нет крышки кассеты, потеряны некоторые кнопки и вставки передней панели. Не удивительно - последних 10 лет он не использовался.



Корпус был сделан из белого листового полистирола, который добывался распиливанием пластмассовых подносов, и покрашен краской на основе алюминиевой пудры. Трансформатор внутри стоит под углом намеренно, это сделано для минимизации наводок на магнитную головку.



Основой аппарата являлся ЛПМ венгерского производства, который мне достался в виде обломков советсткой магнитолы "Вэф-260" (Vef-Sigma) еще в детстве, году так 81-м. Этот ЛПМ на то время был ультрасовременным, необычная компоновка, пластмассовые детали, это было совсем не похоже на "дубовые" ЛПМ "Весны-202" и "Электроники-302". Сначала на основе этого ЛПМ я сделал переносной магнитофон, с которым и щеголял в старших классах школы. Несколько кассет МК-60 и даже одна "Agfa" были записаны с УКВ-приемника с одной из рижских радиостанций, которые можно было принимать в нашей деревне на самодельную решетку их двух "волновых каналов". Было неймоверно круто.



ЛПМ был немного доработан, я снабдил его электромагнитом автостопа и счетчиком расхода ленты. Датчиком автостопа служила пара светодиодов АЛ-307, один из которых являлся излучателем, другой - фотоприемником.



Стабилизатор скорости вращения ведущего двигателя работал на принципе "вылавливания" колебаний тока двигателя, которые были синхронны с переключениями пластин коллектора. В результате можно узнать реальную частоту вращения даже без применения специального датчика. Эта конструкция была позже описана мной в виде статейки.





Переключение режимов работы осуществлялось электронно, для этого была сделана плата логики. Маленьких кнопок тогда найти было невозможно, поэтому кнопки были самодельные: пятачки на плате замыкались обрезком резинки от телевизионного пульта.





Самым модным элементом был шкальный индикатор уровня записи и воспроизведения, сделанный на газоразрядных индикаторах ИН-13.



Аппарат имел компандерных шумоподавитель, сделанный на К157ХП3. Экспериментально была подобрана характеристика, которая более-менее позволяла прослушивать кассеты, записанные с Dolby B и С. Компандер Dolby B был в то время описан в любительской литературе, а вот компандер Dolby С видели только в фирменной аппаратуре. Немного позже я реализовал компандер Dolby B и С на дискретных элементах (именно он на снимке выше), даже удалось опубликовать статью в журнале "Радио", №11 и 12 за 1994г. Статью писал в соавторстве с другом, который привез из-за границы ксерокопии статей самого Рея Долби из журнала Audio Engineering Society (AES) с описанием системы, что было в то время ужасной редкостью.



В то время уже появилась статья Николая Сухова "Адаптивное подмагничивание". Эта система была встроена в аппарат.



Был применен довольно удачный усилитель для стереонаушников, построенный по схеме ОУ + эмиттерный повторитель на транзисторах. Ток покоя повторителя задавался довольно большим, в результате гармоники были низкими. Я использую такой усилитель по сей день в другой аппаратуре.



Самые передовые решения были сосредоточены в усилителе записи (УЗ). На фото показана половина платы - один канал. При работе с динамическим подмагничиванием перегрузочная способность ленты на ВЧ значительно повышалась. Это требовало от УЗ большого тока записи на ВЧ. А ведь известно, что головка представляет собой индуктивность, для получения большого тока на ВЧ нужно было приложить сигнал большой амплитуды. Положение усугублялось тем, что запись велась универсальной головкой с высокой индуктивностью. В фирменных деках со сквозным каналом были раздельные головки, причем записывающая имела сравнительно низкую индуктивность, что значительно облегчало жизнь усилителю записи.

Для получения тока записи, не зависящего от частоты, головку необходимо питать генератором тока. В большинстве случаев он имитировался резистором, который включался последовательно с выходом УЗ. Однако резистор снижал и без того недостаточную перегрузочную способность УЗ. Были попытки использовать генератор тока на ОУ, но поскольку в головке кроме тока записи течет и ток подмагничивания, это решение работало не лучшим образом. Требовался очень хороший фильтр на частоту подмагничивания, что являлось проблемой, учитывая очень высокое выходное сопротивление такого УЗ. Еще в такой схеме нужно было ограничивать спектр сигнала сверху, иначе любая ВЧ помеха привела бы к перегрузке ОУ.



Я пошел другим путем. Не знаю, применялись ли когда-нибудь подобные решения, но я их никогда не встречал. Эквивалентная схема головки содержит индуктивность и активное сопротивление. Такая LR-цепочка при постоянном приложенном напряжении будет обеспечивать ток записи, падающий с крутизной 6 dB на октаву, начиная с частоты среза. Если головку запитать от усилителя, имеющего зеркальную АЧХ, ток записи не будет зависеть от частоты. Такую АЧХ можно получить с помощью RC-цепочки в цепи обратной связи ОУ. На рисунке это (R1+R2)C1. С помощью R2 можно установить частоту нуля АЧХ такой, чтобы точно скомпенсировать полюс АЧХ головки. R3 вместе с C1 образуют дополнительный полюс на верхней границе звукового диапазона, ограничивая дальнейший подъем АЧХ и предотвращая перегрузку ультразвуковыми частотами. Таким образом, выходной каскад УЗ имел нулевое выходное сопротивление, но в то же время обеспечивал ток записи, не зависящий от частоты. Для получения линейной АЧХ сквозного тракта этого, конечно, мало, но в схеме был еще каскад предыскажений тока записи. Питался выходной каскад УЗ напряжением ±27 В, что обеспечивало достаточную перегрузочную способность при работе даже с лентами типа IEC-2. К сожалению, эпоха магнитной записи ушла раньше, чем закончились эксперименты с УЗ...

Сегодня я отправил все это барахло на свалку.
Tags: магнитофон
Subscribe

  • Измеритель уровня V0.1

    Сделал первую версию прошивки нового измерителя уровня для магнитофона "Электроника-004". Все еще очень-очень сырое, но уже полоски как-то…

  • Sharp GF-777

    Попал тут ко мне Sharp GF-777. Без преувеличения можно сказать, что это легенда. Обладать таким аппаратом могли лишь избранные. Стоил он когда-то…

  • JVC TD-V662

    Когда просят посмотреть кассетную деку, говорят удивительные вещи. Что не могут найти мастера, который за это бы взялся. Но ведь аналоговая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Измеритель уровня V0.1

    Сделал первую версию прошивки нового измерителя уровня для магнитофона "Электроника-004". Все еще очень-очень сырое, но уже полоски как-то…

  • Sharp GF-777

    Попал тут ко мне Sharp GF-777. Без преувеличения можно сказать, что это легенда. Обладать таким аппаратом могли лишь избранные. Стоил он когда-то…

  • JVC TD-V662

    Когда просят посмотреть кассетную деку, говорят удивительные вещи. Что не могут найти мастера, который за это бы взялся. Но ведь аналоговая…