leoniv (leoniv) wrote,
leoniv
leoniv

Category:

Technics RS-DC10



В одном из недавних постов на тему аудиотехники я писал, что в ремонт попадают только аналоговые аппараты. Иногда бывают исключения, попадаются и цифровые. На сей раз – кассетная DCC дека Technics RS-DC10. Она цифровая, но при этом немного аналоговая.



Формат DCC (Digital Compact Cassette) был создан фирмой Philips. Первые аппараты появились в продаже в 1992 году. Запись цифрового сигнала производится на магнитную ленту неподвижной головкой, имеющей 9 дорожек. Сама кассета по размерам соответствует обычной компакт-кассете, только имеет сдвигающуюся крышечку, которая защищает ленту от загрязнения, когда кассета не используется. Отверстия для привода рулонов ленты есть только с одной стороны кассеты, поэтому такая кассета в магнитофоне не может быть перевернута. Вместо этого переворачиваются головки, установленные на поворотном барабане.



Но самое главное, магнитофоны DCC имеют обратную совместимость с аналоговыми кассетными магнитофонами и могут воспроизводить обычные кассеты. Для этого головка имеет отдельные секции.

Лента в кассетах DCC имеет тонкий рабочий слой из двуокиси хрома и похожа на видеоленту. Можно ли использовать обычные кассеты 2-го типа для записи цифрового сигнала – точно не знаю, но где-то встречал информацию, что это возможно.

Дека Technics RS-DC10 представляет собой клон деки Philips DCC-900. Это были топовые деки и продавались в 1993-1994 году по цене примерно 800$. Формат DCC просуществовал недолго, он не выдержал конкуренции с форматом MiniDisc от Sony и с компакт-диском. Но в самом начале этот формат достаточно громко о себе заявил, а технически он был довольно совершенен. Использовалось сжатие с потерями под фирменным названием PASC, основанное на MPEG 1. Битрейт составлял 384 кбит/с. Как разработчик аналоговой компакт-кассеты, фирма Philips сделала ставку на кассеты еще раз, надеясь на дешевизну носителя. Но у ленточных носителей есть и недостатки в виде медленного доступа к трекам (требуется перемотка), механического износа, сложности ЛПМ. Носители в виде диска в этом плане выглядят более привлекательно, что потом и показал рынок. Вот весьма забавная реклама формата DCC, как после такого не купить?

Конкретно в данном аппарате проблема проявилась сначала в виде запаха гари, потом аппарат перестал воспроизводить аналоговые записи, потом и вовсе отказался работать.



Вскрытие показало, что виноваты конденсаторы. Обычные алюминиевые электролиты, но в SMD-исполнении. Они почти ничем не отличаются от обычных – такой же корпус, просто выводы расплюснуты и загнуты, ну и снизу добавлена пластмассовая подставка. Почему-то такие конденсаторы хронически текут. Причем в самой разной аппаратуре совершенно разных производителей и разных годов выпуска. Интересно, что неполярные конденсаторы из той же серии не текли никогда. Есть версия SMD-конденсаторов, где электролит лежит на боку, помещенный в прямоугольный пластиковый корпус. Такие тоже текли, внутри был точно такой же конденсатор, как и в вертикальных SMD.

SMD-электролиты здесь применяются на двух платах: плате записи/воспроизведения (Read/Write PCB), которая установлена на ЛПМ, и на плате кодера/декодера PASC (PASC digital PCB), которая установлена в слот на основной плате и закрыта экраном.

На плате Read/Write PCB видны черные пятна – это электролит забрался под маску и разрушил дорожки. К тому же, этот электролит закоротил дорожки питания, если аппарат включить, с этой платы идет едкий дым.



На обратной стороне платы тоже есть пятна – электролит попал туда через переходные отверстия.



Плата пострадала довольно сильно. Пришлось снимать маску на поврежденных участках, все тщательно вымывать, затем лудить оставшиеся в живых дорожки и полигоны. Поврежденные дорожки и переходные пришлось восстанавливать проволочками. Есть место, где стеклотекстолит прогорел насквозь и обуглился. Это место я высверлил, удалив все участки черного текстолита. Оставлять его нельзя, он может иметь проводимость. На фото вид частично восстановленной платы. Под снятыми конденсаторами видны следы электролита.



Вместо SMD-электролитов на те же площадки припаял обычные электролиты. Никакого доверия SMD- варианту нет, ведь такую проблему встречаю не в первый раз. Фактически, это стало правилом: если в аппарате есть SMD-электролиты, то в большинстве случаев они являются причиной отказа.

На плате есть два неполярных конденсатора, их я не трогал. Такие никогда не текут.



Плата PASC digital PCB пострадала меньше. Черные пятна видны только возле конденсаторов. Здесь дорожки не пострадали, понадобилось лишь отмыть плату и кое-где снять маску и залудить медь.





Вид платы со снятыми конденсаторами:



На этой плате тоже есть один неполярный конденсатор, который я не трогал. Все остальные заменил обычными электролитами.



Вот они, виновники проблемы:



Я не знаю, почему так получилось, что с такими электролитами есть проблемы. Может быть, какое-то время выпускался брак. Но неоднократно столкнувшись с последствиями применения таких конденсаторов, в своих конструкциях их не применяю. Хотя учитывая тот факт, что проблемы проявляются спустя примерно 25 лет, вполне можно применять.

Это не единственный пример проблемных компонентов. В аналоговых кассетных деках некоторых производителей (например, Nakamichi) применяются пленочные конденсаторы с корпусом оранжевого цвета. Их тоже лучше все сразу менять. Спустя десятилетия у них начинают появляться внутренние замыкания, что может привести к серьезным последствиям.



Ну и самое главное – когда аппарат починил, не отказал себе в удовольствии его послушать. Когда на одном и том же аппарате можно послушать как аналоговую кассету, так и цифровую, особенно явно становятся заметными недостатки аналоговой записи. Главное – это шумы, затем искажения и ограничение полосы частот. Хотя формально полоса частот у аналоговых дек вполне достаточная, но на практике кассеты звучат не так хорошо в силу ряда причин: ошибки азимута, размагничивания носителя при прогонах, проблемы с насыщением ленты ВЧ-сигналами высокого уровня. По сравнению с аналоговой кассетой DCC-кассета звучала просто потрясающе! Никаких шумов, никакого завала на ВЧ. Несмотря на присутствие сжатия с потерями, на слух я не отличил бы звучание DCC от компакт-диска. Прекрасный результат! Жаль, что формат DCC просуществовал так недолго.

Вот несколько ссылок, где можно более подробно прочитать про формат DCC: «The DCC Museum», «Древности: Philips DCC, кассета-неудачник», «Забытые форматы аудио: цифровая компакт-кассета». А вот видео на канале Techmoan «Forgotten Audio Formats: DCC & Elcaset». Говорят, что благодаря этому каналу цены на старую технику резко подскочили вверх.

Tags: audio, dcc, electronics, ремонт
Subscribe

  • Измеритель уровня V0.1

    Сделал первую версию прошивки нового измерителя уровня для магнитофона "Электроника-004". Все еще очень-очень сырое, но уже полоски как-то…

  • Sharp GF-777

    Попал тут ко мне Sharp GF-777. Без преувеличения можно сказать, что это легенда. Обладать таким аппаратом могли лишь избранные. Стоил он когда-то…

  • JVC TD-V662

    Когда просят посмотреть кассетную деку, говорят удивительные вещи. Что не могут найти мастера, который за это бы взялся. Но ведь аналоговая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 83 comments

  • Измеритель уровня V0.1

    Сделал первую версию прошивки нового измерителя уровня для магнитофона "Электроника-004". Все еще очень-очень сырое, но уже полоски как-то…

  • Sharp GF-777

    Попал тут ко мне Sharp GF-777. Без преувеличения можно сказать, что это легенда. Обладать таким аппаратом могли лишь избранные. Стоил он когда-то…

  • JVC TD-V662

    Когда просят посмотреть кассетную деку, говорят удивительные вещи. Что не могут найти мастера, который за это бы взялся. Но ведь аналоговая…