leoniv (leoniv) wrote,
leoniv
leoniv

Categories:
  • Music:

Walkman



Недавно на Поле Чудес попался плейер SONY WM-EX190. Стоил он совсем недорого (3 рубля), поэтому решил его взять. Этот плейер родом из конца 90-х (или даже начала 2000-х), когда эпоха компакт-кассет уже подходила к закату.







Дизайн, конечно, не сравнится с классическими walkman, например, WM-22. Почему-то в более поздних аппаратах стали стыдливо прятать кассету. А ведь кассеты очень красивы сами по себе, а когда они крутятся, это вообще завораживающее зрелище.



Но так ли плох этот новодельный плейер? Для начала решил сделать несколько измерений. В первую очередь измерил моменты подмотки и подтормаживания с помощью динамометрической кассеты. Подмотка составила 20 Г*см – в норме, причем значение очень стабильное. Подтормаживание низкое, порядка 2 Г*см, но этом вполне типично для плейеров. Прижим ленты к головке осуществляется в основном прижимной подушкой кассеты, при этом будет немного повышена ПАМ (паразитная амплитудная модуляция), но для аппаратов такого класса с этим мириться можно. Надо сказать, что часто в плейерах подающий подкассетник вообще отсутствует, вместо него простой неподвижный пластмассовый штырь. Тогда подтормаживание вообще равно нулю. А здесь есть оба подкассетника, поэтому есть и подтормаживание, и перемотка кассеты в обе стороны.



Измеренный уровень детонации составил порядка 0.1% (RMS), что очень неплохо даже по меркам стационарных кассетных дек.



Что меня поразило – в плейере применяется бесколлекторный двигатель.



Благодаря такому мотору ток потребления составляет всего 73 мА. А это значит, что современные аккумуляторы дадут примерно 24 часа непрерывной работы. Впечатляющий ресурс!



Из двигателя выходят только 4 провода, никаких датчиков нет. Измерил напряжения на фазах двигателя (три фазы соединены звездой, общая точка подключена к Vcc = 3 В), осциллограмма для одной из фаз приведена ниже.



От двигателя, конечно, есть небольшие помехи, но они лежат на уровне примерно -55 дБ (на спектре «палка» чуть правее 200 Гц). Это хороший результат, особенно учитывая, что управление двигателем собрано на той же микросхеме, в которой реализован усилитель воспроизведения.



ЛПМ тоже сделан довольно прилично.



Звучание плейера очень понравилось, особенно работа системы Mega Bass. Присутствуют глубокие низы, а при этом нет перегрузки усилителя на пиках сигнала. По факту этот новодельный плейер оказывается значительно лучше плейеров эпохи расцвета компакт-кассет, не считкая, конечно, дизайна. Впрочем, это вполне логично, прогресс не стоит на месте, все вещи становятся лучше.

Решил разобраться с Mega Bass подробнее. Обычно подобные системы делали в виде эквалайзера с фиксированной АЧХ. Как пример, ниже приведена схема узла S-XBS портативного проигрывателя CD Panasonic SL-XP350 и ее АЧХ.





Такой эквалайзер обеспечивал подъем НЧ (и в меньшей степени ВЧ), что негативно сказывалось на перегрузочной способности. На пиках низкочастотных сигналов могли перегрузиться как наушники, так и усилитель плейера. А в плейере WM-EX190 такого не происходит. Пришлось более подробно изучить микросхему, на которой собран плейер – это LB8115W фирмы SANYO. К сожалению, найти datasheet на эту микросхему не удалось, в service manual на плейер есть только ее структурная схема.



Зато нашел на похожие микросхемы LA4582, LA4585. Оказывается, микросхема реализует автоматическую регулировку тонкомпенсации. Довольно удивительно видеть такое в портативном плейере.

Задача тонкомпенсации – корректировать АЧХ согласно кривым равной громкости. Наше ухо имеет примерно линейную АЧХ только на больших уровнях сигнала. Чем меньше уровень, тем сильнее падает чувствительность на НЧ и на ВЧ. Для компенсации этого эффекта нужно поднимать уровень НЧ и ВЧ при снижении громкости.



Многие стационарные аппараты имеют тонкомпенсированный регулятор громкости, который обеспечивает такой подъем. Но на самом деле величина подъема должна зависеть от реального уровня сигнала, а не от положения регулятора, т.е. подъем должен меняться динамически. Что и делает эта микросхема SANYO.

В datasheet нет подробного описания принципа работы микросхемы. Зато удалось найти патент US4982435, который принадлежит фирме SANYO, где описан принцип автоматического управления тонкомпенсацией.



Схема обеспечивает динамический подъем на НЧ в зависимости от уровня выходного сигнала. Подъем на ВЧ сделан фиксированным для упрощения схемы.



Регулировка уровня НЧ сделана общей для двух каналов. Сначала я посчитал это недодастатком. Но при работе на стереонаушники это является скорее достоинством, так как уменьшение переходного затухания в области НЧ необходимо для правильной локализации источников звука. Иначе будет присутствовать эффект «звук внутри головы», для борьбы с которым применяют корректор Линквица. Его действие – уменьшение переходного затухания между каналами на частотах ниже 700 Гц.



Возможности LB8115W использовались в плейере не полностью. Небольшая доработка расширила их до уровня 192-й модели - получились 3 пресета Mega Bass. Для осуществления доработки надо добавить резистор R325 (2.2 Мом) и перепаять конденсатор (0.22 мкФ) с позиции C336 в позицию C337. Переключатель уже установлен на 3 позиции, самое сложное - обрезать его ручку, чтобы она не упиралась в корпус и давала возможность включить третью позицию.



Работа автоматической тонкомпенсации мне очень понравилась. Захотелось внедрить ее в самодельный усилитель для наушкников, который я в настоящее время проектирую. Существует микросхема LA3550M от SANYO, которая представляет собой усилитель для наушников с автоматической тонкомпенсацией. Но только где ее взять? Еще одним минусом является то, что она низковольтная, поскольку предназначена для применения в портативных плейерах. Соответственно, качественные показатели ее не на высоте. Может быть, сделать нечто подобное на россыпи, используя информацию из патента?

Tags: electronics, магнитофон
Subscribe

  • Измеритель уровня V0.1

    Сделал первую версию прошивки нового измерителя уровня для магнитофона "Электроника-004". Все еще очень-очень сырое, но уже полоски как-то…

  • Sharp GF-777

    Попал тут ко мне Sharp GF-777. Без преувеличения можно сказать, что это легенда. Обладать таким аппаратом могли лишь избранные. Стоил он когда-то…

  • JVC TD-V662

    Когда просят посмотреть кассетную деку, говорят удивительные вещи. Что не могут найти мастера, который за это бы взялся. Но ведь аналоговая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments

  • Измеритель уровня V0.1

    Сделал первую версию прошивки нового измерителя уровня для магнитофона "Электроника-004". Все еще очень-очень сырое, но уже полоски как-то…

  • Sharp GF-777

    Попал тут ко мне Sharp GF-777. Без преувеличения можно сказать, что это легенда. Обладать таким аппаратом могли лишь избранные. Стоил он когда-то…

  • JVC TD-V662

    Когда просят посмотреть кассетную деку, говорят удивительные вещи. Что не могут найти мастера, который за это бы взялся. Но ведь аналоговая…