leoniv (leoniv) wrote,
leoniv
leoniv

Category:
CD review: Nakaтебе




Наконец-то попал ко мне в руки диск группы «Naka» с дебютным альбомом «Тебе». Диск издан лейблом «West Records» в 2005 году. До этого с творчеством группы «Naka» я был знаком только по трем композициям, которые в формате mp3 представлены на официальном сайте группы.

На черной обложке диска окно темной квартиры, на подоконнике – девушка, а за окном – вечер, дома, холод, лишь редкие окна залиты теплым светом. Снимок девушки силуэтный, нельзя сказать, есть ли на ней одежда, это немного интригует. Пальцы руки касаются стекла, печальный взгляд устремлен на волю, туда, за окно, в холодный вечерний город. На обороте диска опять окно, но уже совсем другое, ночное и тёплое. Окно приоткрыто. Кажется, что сидевшая девушка вышла туда, куда был устремлен ее взгляд, и город наполнился теплотой, огнями. Огней так много, что они растеклись по небу красноватым заревом. Замечательное оформление. Хорошая типографика, как самого брэнда «Naka», так и названия альбома, выполненного в модном нынче стиле строчными буквами. Открыв коробку, я был несколько удивлен: честно говоря, ожидал увидеть сам диск тоже черного цвета.

Трек 1 «По нулям» начинается очень эффектно, динамично вступает гитара. Вот только начальное хорошее впечатление, вызванное первыми звуками композиции, было быстро разрушено показательно-нелитературными оборотами текста, излишне «разухабистым» исполнением, как будто это шансон, а не арт-рок. И еще аккордеон, совершенно неуместный в данном стиле. Что подкупает в музыке «Naka» – это тонкий мелодический рисунок, которому, однако, никак не дает развернуться всецело захвативший власть вокал. Хотя и вокал выполняет хорошие ходы, как, например, интересный переход вниз в первой половине этого трека (0:40). В целом композиция оставила чувство легкого недоразумения.

Трек 2 «Крылья» начинается с устного счета, который звучит в исполнении солистки довольно неестественно. Чувствуется, что русский язык для нее является иностранным. Но об этом позже. Когда вступает мощный, четко очерченный бас (0:31) на фоне прозрачно звучащих тарелок, музыка приобретает очень рельефный рисунок. Зато когда на полную силу вступают все инструменты (1:12), звук становится грязным. Вокальная партия этой композиции имеет очень интересную мелодийную линию, вокал в целом звучит замечательно. Интересная, самобытная композиция.

В начале трека 3 «Кома» звучит голос с «винтажной» обработкой, которому время от времени аккомпанируют в унисон, и слышен отрывистый бас. Но затем (1:12) мощными импульсами врывается гитара, создавая очень динамичную картину. Голос становится полноценным, затем вокал исчезает (1:29), а его линия продолжается уже чисто инструментально. Но очень скоро и совсем неожиданно этот инструментальный фрагмент заканчивается (1:48), оставляя какую-то недосказанность. В целом композиция хорошая, только ее немного портят уж слишком банальные рифмы текста.

Трек 4 «Хочу уснуть я» – это некий эксперимент, романс в стиле арт-рок. Не знаю, насколько это уместно, как и стихи Гарсии Лорки, звучащие на этом треке. С первых нот трек ужасно не понравился: притянутый за уши текст, нелепый музыкальный размер. Но когда темп становится быстрее (1:50), композиция начинает звучать по-другому, а гитарное соло (1:08) вообще делает треку совсем другое лицо. В целом неплохой трек, но подобные эксперименты могут отпугнуть слушателя. Все-таки стоило сделать его в более традиционной роковой манере.

Начало трека 5 «Нет меня» стилизовано под винил. Опускается тонарм, игла касается пластинки, дальше слышно потрескивание канавки винилового диска. Причем все эти звуки записаны в полной полосе частот, вместе с низкочастотной составляющей и звучат очень реалистично. Такой прием использовали многие исполнители, но у них потрескивание было только в начале трека, и иногда в конце. Здесь же потрескивание появляется и на тихих местах в середине трека. Не могу сказать, что это уместно. В целом неплохая композиция, но вокал здесь с налетом фальши, слушается не совсем приятно. Вообще, вокал – это не лучшая сторона группы «Naka». Здесь есть над чем поработать.

Трек 6 «Мой герой Т. Б.» имеет хорошую аранжировку, мощное звучание, но совершенно идиотский текст. Кто такая Татьяна Буланова в ключе музыки «Naka»? Зачем нести всякую чушь? Существует очень хороший выход из таких ситуаций: если нет текста – композиция делается инструментальной.

Трек 7 – это песня-шутка. Но шутка неудачная. Аранжировка никакая, текст по своему дебилизму переплюнул даже предыдущую композицию. «Ему сорок, а мне двадцать, хочется мне с ним – пауза – встречаться» – это намек, понятный тем, кто больше испорчен? Для какой аудитории эта песня? Нормальный человек «в сердце ковыряться» не станет. Один раз прослушал композицию целиком, но больше этого делать не хочется.

Первые ноты трека 8 «Не люби меня» очень сильно напоминают композицию «Паветраны шар» группы «NRM». Но дальше идет совсем другая мелодия, очень даже неплохая. Хороший текст, хорошо звучащий вокал. Очень хорошо и разнообразно звучит припев (0:39). А вот сразу после припева слышен диссонанс звучания разных инструментов, преднамеренно ли это? Голос тоже местами мечется возле нот, затем с заметным усилием берет их штурмом. В целом хорошая композиция.

Трек 9 «За дождем» начинается с фортепиано, затем вливается вокал, но не совсем естественный, с придыханием и не очень приятным вибрато. Но дальше постепенно вокал исправляется, и уже в середине композиции (2:01) он просто замечательный, это один из лучших примеров на альбоме. Правда, в конце опять повторяется подозрительный вариант вокала (3:01-3:16), который вскоре опять сменяется нормальным. Хорошая композиция.

Ну а к треку 10 «Гопница» группа «Naka» решила все-таки тоже высморкаться в занавеску. Это уже за гранью добра и зла. Кто может получать удовольствие от такой «музыки»? Дебилы? Ну я понимаю, что это самая многочисленная аудитория. Но стоит ли на них ориентироваться? Нужно же быть хоть немного разборчивыми. Популярность, достигнутая такими средствами, все равно ничего хорошего не принесет. Хочется процитировать Ницше: «В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою». Не смог заставить себя прослушать эту композицию до конца. И никому не советую слушать эту гадость.

Трек 11 «Синяя тема» представляет собой протест против властей, завуалированный под протест против алкоголизма. Что, впрочем, почти одно и то же. Несмотря на бытовой, на первый взгляд, текст, он не вызывает никаких отрицательных эмоций, композиция имеет интересную мелодику, а вокал здесь звучит, наверное, наилучшим образом во всем альбоме. Есть очень интересные интонации (2:09), чего очень не хватает вокалу в других композициях этой группы. Очень хорошая композиция.

Трек 12 «В подоле» начинается очень богатой, звучащей в арт-роковом духе мелодией, с интересно изменяющимся ритмом. Вокал уверенный, очень богатые инструментальные фрагменты (2:30), звучание разнообразное (3:09). Наибольшее удивление вызывает то, что эта замечательная инструментальная партия вдруг заканчивается, а не радует слух еще минут двадцать. В целом хорошая композиция.

Трек 13 «Дорога» представляет собой рок с примесью фолка. Приятное звучание, хороший вокал, но все это как-то незатейливо. Хотя что-то подкупает в этой композиции. Нравится.

Диск группы «Naka» имеет бонус-трек, своего рода подарок слушателям. Ни за что не догадаетесь, что это за композиция. «Крылья»? «Дорога»? Можете не гадать, все равно ничего не выйдет. Не поверите, но это «Гопница»! Да-да. Чудовищно, но опять сопли на занавеске, опять группа на коленях перед шпаной в спортивных штанах! Ну что ж, верным путем идете, чтобы побыстрее оказаться на свалке истории!

Надо сказать, что хоть на диске и есть несколько замечательных композиций, в целом диск не оправдал моих надежд. Музыку группа «Naka» играет вполне взрослую, а вот в текстах еще нужно взрослеть. К тому же, нет чистоты стиля. Это пока нельзя назвать «разнообразием стилей», или «смешением стилей», это пока просто разброд и шатание.

Возможно, злую шутку сыграло то, что я раньше услышал, как я понимаю, более поздние композиции, взятые с официального сайта.

Композиция «Жажда» звучит очень интересно, интересный ритм, хороший текст, хороший вокал. Очень эффектно звучит припев (0:45, 1:38), хотя есть и сомнительные блуждания вокала (2:12-2:19). Инструментальный фрагмент (2:24) имеет очень характерное арт-роковое звучание, жалко только, что он так быстро заканчивается. Вообще, композиция показалось более зрелой, чем композиции с первого альбома, очень жаль, что это mp3 с битрейтом всего 128.

Композиция «Фабрика звезд» - прекрасная. Отличный мелодийный переход непосредственно перед припевом (0:51-1:02, 1:42-1:54, 2:46-3:13), особенно красиво звучит фрагмент вокала в унисон с гитарой (0:51, 3:00). А вот сам припев хорош мелодийно, но текст… Ну зачем было приплетать какой-то попсовый проект? Остальная часть композиции имеет на редкость красивые слова, а эта «Фабрика звезд» и связанная с ней главная мысль очень портит впечатление. Тем не менее, в целом – это прекрасная композиция, равных ей на первом альбоме нет.

Композиция «By You» - это вершина всего, что я слышал из творчества группы «Naka». Красивое фортепианное вступление, затем вступает гитара (0:28), вливаясь в ту же мелодию, позже вступает бас (0:47), звучание гитары меняется, темп ускоряется, напряжение нарастает. Все в лучших традициях арт-рока! Когда появляется голос (1:34), происходит чудо. Голос звучит как ни на одной другой композиции мягко, интонации приятны и естественны. Эта композиция на белорусском языке. Сразу становится понятно, какой язык является родным для вокалистки. Композиции на русском языке звучат немного неестественно, что сразу заметно, если после «By You» прослушать «Жажда» или «Фабрика звезд». Дело в мелких нюансах, произношении некоторых звуков. Редкий случай, когда группа сумела сохранить и подчеркнуть красоту белорусского языка в рок-композиции. Вскоре меняется ритм (1:42), и прекрасный голос звучит на фоне одних барабанов. Неожиданно откуда-то выплывает гитара (2:05), заканчивая одну музыкальную фразу и начиная новую. Звучание набирает полную силу (2:16), на самом пике звучит «баю, баю», хоть очевидно, что сейчас никак не заснуть. Противоречие, усиливающее эмоции слушателя. Замечательная композиция, сделанная в стиле арт-рок, с очень красивым и естественным вокалом. Если группа «Naka» будет и дальше делать такие композиции, возможно даже, что у этой группы есть будущее.

Искренне ваш, Леонид Иванович
Tags: cd
Subscribe

  • Эффект горячего шоколада

    Кофе я не люблю. Вернее, не так: он мне безразличен. Особого вкуса в нем не нахожу. С трудом могу отличить вкус кофе от вкуса какао. В детстве у…

  • Чипсы

    За окном, вроде, пятница, хочется написать пост ни о чем. Технические посты, если судить по реакции, всем уже надоели. Мне всегда казалось, что в…

  • Пост

    Пост про холодные закуски.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments